Дело Марцинчиков, или как родились киевские фармгиганты

Журналист

Музей-аптека существует, а почему нет музея – фармацевтической фабрики? Мы решили исправить эту оплошность и приглашаем вас заглянуть вместе с нами в прошлое столичных фармгигантов.

Фармация: доисторический период

До основания в Киеве фармпроизводства в аптеках преобладали фитопрепараты: очень маленький процент твердых форм, в основном жидкие (настойки, притирки, бальзамы), а также порошки и сборы. Интересно, что лечебные пластыри представляли собой намазывающиеся средства, которые впоследствии застывали и засыхали. В основном все они изготавливались в аптеках, а там, понятно, с объемами не разгонишься.

Были и товары, которые в аптеку поставлялись – и это, как правило, хиты продаж. Сейчас их назвали бы брендами. Например, в начале 1900-ых московский фармацевт Александр Митрофанович Остроумов изготовил крем «Метаморфоза». Конечно, вскоре чудо-средство попало и в главные киевские аптеки. На этикетке изображены два лица: девочки и женщины с явными признаками старения. Посередине – надпись на латыни Metamorfoza. Не трудно было догадаться, что это крем от морщин да еще и с отбеливающим эффектом, который, судя по всему, работал. Иначе чем объяснить его популярность и цену? Кстати, он был коммерчески успешным очень долгие годы. Правда, потом этот крем запретили, якобы из-за присутствия в нем ртути. Видимо, существовало несколько версий этого средства, и в более ранней, предназначенной для отбеливания и выведения веснушек, она таки присутствовала. Судя по старинным инструкциям, «Метаморфозу» следовало наносить на кожу после раствора перекиси водорода, нашатырного спирта или 2%-ного салицилового спирта, затем крем нужно было тщательно втирать, оставляя на лице не менее чем на полчаса. Получался своего рода жесткий химический пилинг: слой кожи скатывался, делая лицо пунцовым из-за ожога.

Более поздняя версия «Метаморфозы» мягкостью тоже не отличалась: 30 частей бензойной кислоты, 100 частей основной азотно-висмутной соли, 40 частей перекиси цинка, 60 частей белого воска, 40 частей спермацета, 300 частей белого американского вазелина, 400 частей безводного ланолина, 2 части розового масла, 1 часть масла померанцевых цветов, 100 частей 3%-ной перекиси водорода. Но даже это не останавливало красавиц в стремлении достичь болезненной благородной бледности.

Баночки и бутылочки для определенных препаратов имели коммерческие формы. То или иное средство должно быть узнаваемо уже при одном только на него взгляде. И никто другой не имел права заключать свою продукцию в уже «забитую», то есть запатентованную, посуду (снова здравствуй, бренд!). Аптечные изделия стоили дорого, но пациенты совсем не разбирались в составах и действующих веществах, поскольку интернета тогда не было, вот фармацевтам и приходилось брать больше формой, нежели содержанием. И, конечно, рекламой. Газеты на то время имели колоссальное доверие. Если открывалась новая аптека или в продажу поступало новое чудодейственное средство, тотчас в местной газете появлялось объявление об этом.

Экстемпоральное производство, гудбай!

Рассматривая фото Крещатика начала 20 века, можно увидеть множество аптек, в том числе и аптеку известнейшего в Киеве немца Адольфа Марцинчика, который имел еще и собственный фармацевтический завод на Печерске. Поскольку владелец изначально был настроен на серьезные инвестиции в аптечное дело, в его аптеке все было на высочайшем уровне: современное оборудование и пресс-машинки для изготовления таблеток, изысканная посуда для хранения снадобий и действующих веществ. Впрочем, в этом заведении все было не только прогрессивным, но и выдержанным в немецких традициях коммерческого духа, даже кадровая политика. Впрочем, лет 150, с конца 18 до конца 19 столетия, почти все фармацевты и аптекари в Киеве были немцами. Затесавшиеся в фармсреду англичане и французы в основном развивали парфюмерное дело.

В 1900 году было открыто здание на пересечении улиц Саксаганского и Петлюры (тогда Мариинско-Благовещенской и Безаковской), где разместился ЮРОТАТ – Южнорусское общество торговли аптечными товарами. Основали его в Киеве сыновья покойного Адольфа Марцинчика – Целестин и Адольф младший. Свой бизнес они предприняли, объединив его с дворянином и помещиком, а в основатели взяли двух профессоров медицины, магистра фармации и инженера-технолога. Основной капитал на старте составлял 300 тыс. рублей и делился на 1200 акций по 250 рублей, каждая из которых гарантировала получение дивидендов в течение 20 лет.

Днем основания ЮРОТАТа и промышленного фармацевтического дела в Украине официально считается 23 октября 1881 года. Торговало это общество не только фармацевтической продукцией, но и бытовыми товарами и химией, в том числе удобрениями, косметикой и парфюмерией, спичками, хирургическими инструментами, приборами и реактивами для сахарных заводов. Лекарственные средства производили сами – вокзал рядом, сырье поступало практически прямо на завод, а также разгружались готовые препараты преимущественно из Европы.

Киевляне доверяют отечественному производителю, и уже давно!

На рубеже 19 и 20 столетий в Киеве было несколько фармацевтических заводов, которые позволяли обеспечить киевлян собственным товаром, так как заграничные были недешевыми. Наиболее крупными фармпроизводителями были все те же Марцинчики, которые основали предприятие вместо сгоревшей на Печерске отцовской фабрики и со складами на улицах Фундуклеевской, Крещатике и на Подоле. Немало фармпродукции поступало из Московских и Санкт-Петербургских фабрик, в частности, от Роберта Кёллера. Последний занимался не только фармацевтикой, особенно славилась его уксусная эссенция, заключенная в маленькую трехгранную бутылочку, выполненную специальным стекольным литьем. Выбор формы был не случаен – такую посуду нельзя было перепутать с другими пузырьками с лекарствами, благодаря чему риск выпить уксуса вместо настойки боярышника даже спросонья был сведен к минимуму.

Химико-фармацевтическое производство развивалось стремительно. В 1908 году ЮРОТАТ имел 6 розничных магазинов плюс еще одно производство на Мариинско-Борщаговской – «Паровая фабрика туалетных гигиенических и медицинских мыл и мыловаренный завод А. А. Марцинчика в Киеве». В 1920 году на ее базе была создана 1 Украинская советская химфабрика, которая трансформировалась в Киевский химико-фармацевтический завод им. Свердлова. Главной его специализацией были галеновые препараты – настойки, капли, экстракты, мази, таблетки. И в 1947 году он кардинально перепрофилировался на производство пенициллина. Затем был сооружен корпус для специализированного выпуска противотуберкулезного антибиотика стрептомицина. В 1954 году завод получил название Киевский завод медицинских препаратов, а с 2005 года здесь обосновалась корпорация «Артериум».

Потребность в собственном производстве синтетических лекарственных средств для Украины оставалась актуальной, поскольку с началом Первой мировой войны импорт был прекращен полностью. И такое производство было основано в 1925 году с запуском Киевского химико-фармацевтического завода им. М. В. Ломоносова (КХФЗ), на котором работали тогда 12 инженерно-техничеких сотрудников и 42 рабочих под предводительством професора И. В. Егорова. Первой его продукцией стали 790 кг технического резорцина и 205 кг салициловой кислоты. В 1937 КХФЗ снабжал уже медицинским резорцином практически весь Союз. Во время войны завод эвакуировали в Ворошиловград (Луганск), а потом в Казань. Там в условиях дифицита кадров и обороудования призводились экраны для рентгеновских установок, хлорэтил, стрептоцид и трипафлавин, в которых очень нуждались госпиталя, особенно на линии фронта. После освобождения Киева сотрудники вернулись в разрушенный город и взялись восстанавливать разграбленный завод, работая порой сутками без отдыха и сна. И уже в 1944 году завод начал выпуск первой продукции: стрептоцида, дисульфана, изафенина и электролита. В конце 1944 года КХФЗ полностью возобновил производство уротропина и наркозного хлоралгидрата, хлорида кальция и натрия, а в начале 1945 года наладил работу ментольного, валидольного и резорцинового цехов.

В 50-е годы КХФЗ стал единственным в СССР мощным предприятием по производству рентгеноконтрастных средств. В течение 1951–1958 годов на заводе произошла переориентация некоторых производств. Увеличился выпуск лекарственных средств (глюкоза, хлорэтил) и рентгеноконтрастных средств. В 1958 году производство «Валидола» увеличилось почти в 14 раз, а наркозного хлороформа — в 11 по сравнению с показателями 1950 года. Начаты производство синтомицина и синтез новых лекарственных средств, которыми обеспечивались все республіки СССР. Разрабатываются и изготавливаются рентгеноконтрастные средства «Билимин», «Йодамид» и «Триомбраст», которые считаются конкурентными и сегодня. В 1960 году начат выпуск отечественного сердечнососудистого препарата «Корвалол», выпуском «Нафтизина» ознаменовался 1961-й год. В 1965 году завод им. М. В. Ломоносова производил 27 наименований продукции и внедрил 1500 рационализаторских предложений и изобретений. В 1975 году завод произвел 165 тонн левомицетина, что в 4 раза превысило запланированную проектом мощность. Налажен экспорт 1/5 всей продукции в 20 стран мира, среди которых — Ангола, Германия, Франция, Италия, Египет, Греция. С середины 1980-х годов на заводе происходит активное реформирование хозяйственной деятельности предприятия, а также в управлении компанией. В 1991 году Киевский химико-фармацевтический завод им. М. В. Ломоносова стал открытым акционерным обществом «Фармак», который находится по адресу ул. Кирилловская 63. Сегодня в портфеле компании насчитывается 220 продуктовых досье.

Еще одно киевское фармпредприятие, вошедшее в тройку лидеров, расположено на ул. Бориспольской, 13 – ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница».

История компании началась с создания в 1930 году Киевского филиала Украинского института экспериментальной эндокринологии, который уже через 2 года начал производить лекарства. Первым препаратом был гематоген – жидкий и в таблетках. Постановлением Совета Министров СССР в 1954-ом был создан Дарницкий химико-фармацевтический завод, который переехал в новые корпуса. Сегодня компания «Дарница» по оценкам экспертов занимает 7% фармацевтического рынка Украины и производит более 250 наименований готовых лекарственных средств.

С начала 90-х годов XX века «Фармацевтическая фирма «Дарница» начала техническое переоснащение производства согласно требованиям стандарта GMP («Надлежащая производственная практика»), была закончена реконструкция цеха асептического приготовления и розлива медпрепаратов, а также система получения воды питьевого качества.

В 2002 году запущен завод стерильных цефалоспориновых антибиотиков, и в этом же году компания первой в Украине прошла независимый аудит, получив в 2003 году сертификат соответствия GMP. Одной из первых в стране «Дарница» начала проводить диджитализацию производства и управления, благодаря чему в 2016 году вошла в Топ-20 самых инновационных компаний Украины по версии издания «Forbes Украина».

История еще одного киевского фармгиганта – «Киевского витаминного завода» (КВЗ) началась с открытия в 1937 году производства витаминно-соковых напитков. В 1944 году он превратился в «Киевский витаминно-соковый завод», который в том числе наладил выпуск витаминов А, В1, В2, С, D2 в форме драже. Годом позже начался выпуск синтетического витамина D3 в виде масляного концентрата для применения в животноводстве. В 1958 году первые в Советском Союзе КВЗ начал производить синтетический витамин Е.

Сегодня производство лекарственной продукции осуществляется на высокотехнологичном оборудовании ведущих европейских производителей. Уже в 2006 году примерно 90% продукции компании представляли витаминные препараты. За период с 2005 по 2011 год были разработаны, внедрены в производство и выведены на рынок более 50 новых лекарственных средств. Главным образом это рецептурные препараты, в частности для лечения кардио-, психоневро-, уро-, гастроентеро-, офтальмо- и сосудистых заболеваний. На современном этапе основная специализация компании – производство генериков. Продуктовый портфель АО «Киевский витаминный завод» состоит из 135 лекарственных препаратов. А располагается предприятие на киевской Куреневке, на улице Копыловской, 38.

Союз свободных фармацевтов

Потребность у фармацевтов объединяться существовала, пожалуй, со времен становления их дела на масштабные рельсы. Сначала объединяться задумали аптекари – дабы корректировать свою деятельность и давать возможность властям быть в курсе их проблем. В 1861году Антон Фрометт, Адольф Марцинчик и Николай Неезе подали правительству ходатайство о создании Киевского фармацевтического общества. Они мечтали таким образом не только сплотить фармацевтов, но и способствовать их профессиональному развитию (вот вам и НПР!). Но миссия общества на этом не заканчивалась: поддерживать финансово молодых и перспективных «хорошего поведения и бедного состояния» новичков в профессии во время учебы, а также заботиться о семьях фармацевтов после их смерти тоже входило в программу. Предполагалось, что члены общества, владельцы аптек «всея Руси», будут вносить в фонд организации по четверти копейки с каждого рецепта или по 1 копейке с рубля полученной прибыли. После долгих утверждений в Петербурге и корректив был принят устав общества. А в 1874 году было создано Киевское фармацевтическое общество взаимопомощи. Правда, первые несколько лет оно существовало практически только на бумаге, но уже к 1881 году насчитывало около 200 действительных членов. Кроме вопросов материальной поддержки нуждающихся фармацевтов, профессиональный союз пытался решить проблему подготовки кадров и обучения помощников аптекарей, которые за рутинной работой в аптеках порой забывали то, что знали до этого. Нужна была школа, но все как всегда упиралось в финансы, которые планировалось заработать открытием собственной аптеки. И она появилась в 1908 году на улице Бассейной №8. В 1918 году в ней работали 4 фармацевта и 1 ученик – ими в общей сложности было обработано 16 тыс. рецептов на 60 тыс. 563 рубля, да еще и от ручной продажи получено 90 тыс. рублей.

В 1908 году состоялось первое учредительное собрание еще одного общества – «Юго-Западного союза фармацевтов», правление которого разместилось на улице Жилянской. Оно взялось защищать интересы фармацевтов Подольской, Волынской, Полтавской и Черниговской губерний. Вот и получается, что Киев стал колыбелью не только отечественной фармации, но и профессионального самоуправления.

Елена Жога
Благодарим за помощь в поготовке материала краеведа Ярослава Корниенко
В статье использованы материалы из книги «Киевские миниатюры», Виталий Ковалинский, книга 6, Купола-2007.