Александр Севрюков: Грамотная противоэпидемическая фармопека сейчас – главное конкурентное преимущество

Какие новые услуги может и должна предоставлять аптека, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке в связи с активно развивающимися удаленными продажами лекарств в период пандемии?

На этот и другие вопросы ответил наш експерт кандидат фармацевтических наук, преподаватель кафедры социальной фармации НФаУ, руководитель центра по обучению персонала одной из крупнейших фармацевтических компаний Украины Александр Севрюков.

Как повлияла пандемия на посетителя аптеки: за чем чаще всего и с какими ожиданиями он сейчас приходит в аптеку?

– Если говорить о поведении потребителей товаров аптечного ассортимента в условиях пандемии, то оно не однозначно и напоминает в графическом выражении синусоиду. Вначале пандемии наблюдался рост, затем спад, а теперь – снова рост. Такое изменение спроса можно связать с тотальной закупкой лекарств, с последующим насыщением и уменьшением потребности, связанной с избыточными домашними запасами лекарств. Истощение запасов и начало нового осенне-зимнего сезона снова привели к росту спроса на лекарственные средства.

До пандемии посетители аптек приобретали лекарства для лечения различных заболеваний: гипертонической болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата и др. Условно это можно назвать «рутинным спросом». Теперь, в условиях пандемии к рутинному спросу добавилась потребность в товарах, предназначенных для предупреждения распространения инфекции COVID-19, для повышения резистентности организма, и/или для лечения заболевания, вызванного новым китайским вирусом. К таким товарам можно отнести маски, респираторы, антисептики, витамин Д, аскорбиновую кислоту, парацетамол, поливитамины и препараты, содержащие цинк. Также для лечения пневмонии активно назначаются антибиотики и дексаметазон.

В связи с эпидемией , наверное, возрос спрос на фармацевтическую опеку при COVID-19?

– Если говорить о фармацевтической опеке, то сегодня прослеживается крен потребностей в сторону предупреждения заболеваемости COVID-19. Пациенты напуганы и больше не считают это заболевание выдумкой. Фармацевтическая помощь сейчас заключается в подборе нужного посетителю препарата, замене его на аналогичные в случае отсутствия в аптеке, в том, чтобы найти и забронировать нужный препарат в другой аптеке, консультациях по рациональному применению лекарств, по профилактике заражения этим опасным и плохо изученным заболеванием.

А протоколы фармопеки в условиях пандемии уже разработаны?

– Протокола оказания фармацевтической помощи в условиях пандемии COVID-19 пока нет. Аптеки используют нормативно-правовые акты, направленные на предупреждение распространения короновирусной инфекции. Кроме того, большинство аптечных сетей разрабатывают внутренний порядок оказания фармацевтической помощи в условиях пандемии.

За рубежом сегодня фармопека превращается в новый вид дополнительных услуг – фармпатронаж или пролонгированное обслуживание, то есть курацию пациента, купившего в аптеке препарат, на протяжении всего периода приема этого препарата на предмет дополнительтных консультаций, побочных эффектов, изменения дозы. Как у нас в Украине?

– Да, большинство современных аптек в мире сегодня действительно технологически продвинуты и имеют высокий уровень программного обеспечения. Но у нас в стране фармопеке до уровня фармпатронажа еще расти и расти. Это связано с отсутствием единой электронной базы пациентов. Даже если такие базы в настоящее время и создаются, то аптеки не подключены к ним в полной мере. И этот вопрос, на мой взгляд, должен решаться на уровне государства, а не фармпредприятий. Когда будет техническая и законодательная база, аптеки быстро подтянутся. В нашем случае пока что государственной инициативы нет, а потому и нет технической возможности такого патронажа.

В европейских аптеках провизорам разрешается не только отпускать, но и на месте делать прививки. Как Вы думаете, будет ли украинским аптекам интересен такой сервис?

– Я уверен, что если на законодательном уровне будет принято такое решение, то аптеки будуи только «за»! Потому что это возможность получить дополнительную прибыль, в которой аптечный бизнес всегда заинтересован. Но данный вид услуг будет лицензироваться дополнительно. И хотя еще нет законодательной инициативы, и, соответсвенно, нет лицензионных условий, которые бы регулировали оказание данного вида услуг, но уже сегодня можно говорить, что для этого понадобится отдельное помещение на территории аптеки со входом из торгового зала, а также квалифицированный персонал в штате аптеки. Все ли аптечные учреждения будут готовы выполнить такие требования? Но желающих будет достаточно!

Насколько тесно сегодня провизор сотрудничает с врачом, сделавшим назначение пациенту?

– Провизоры тех аптек, которые работают на территории лечебных учреждений или находятся рядом с ними, довольно тесно сотрудничают с врачами этих ЛПУ. Здесь даже не имеет значения, коммунальная эта аптека или коммерческая. Если же говорить в целом о создании цепочки «врач-пациент-провизор», то здесь ничего не изменилось.

И введение электронного рецепта не помогло?

– Как ни странно, это способствовало созданию напряженности в отношениях между врачами и провизорами. Правилами МОЗ прописано, что пациент для получения лекарственного средства должен в аптеке назвать номер электронного рецепта. Но далеко не все пациенты пожилого возраста могут прочесть в своём телефоне этот номер рецепта, который из цифр и латинских букв. Чаще всего пожилой человек дает свой телефон провизору с просьбой прочесть злополучный номер рецепта, а это удлиняет обслуживание и вызывает недовольство тех, кто стоит в очереди. Да и самих владельцев телефонов: не всегда первостольнику удается сразу разобраться в чужом устройстве. Ну и правила гигиены, особенно в условиях пандемии, тоже никто не отменял. Конечно же аптечные работники идут навстречу пациентам и помогают, но куда удобнее было, если бы врач распечатал для пожилого человека рецепт со штрихкодом.

Удаленная продажа лекарств стала фактом. Почувствовали ли уже в аптечных сетях отток посетителей в связи с активацией удаленных продаж?

– Оттока посетителей не происходит, напротив, наблюдается рост фармацевтического рынка. Отчасти это связано с ограниченным перечнем товаров, которые можно реализовывать дистанционно, с другой стороны – с ростом спроса на противоэпидемические товары. Кроме падемии СOVID-19, сейчас набирают обороты традиционные для наших широт в это время грипп, ОРВИ и простуда.

Какие конкурентные преимущества есть у аптеки по сравнению с интернет-аптекой, то есть покупой ЛС на сайте? И какие следует ввести, чтобы «закрепить» клиента за аптекой?

– При посещении аптеки пациент может получить фармацевтическую помощь. Он может задать вопросы, получить консультацию. Выбрать выставленные на витринах препраты. При заказе через интернет все несколько иначе. Хотя уже сейчас посетителям аптечных сайтов предлагается консультация врача или провизора. Так что каким будет фармрынок в будущем, покажет только время.

Подготовила Ольга Фалько