Виталий Кузора: Пандемия лишний раз продемонстрировала, кто есть кто на украинском фармрынке

Бизнес-аналитики предрекают современному аптечному бизнесу что-то вроде идеального шторма. COVID-19 стал своеобразной лакмусовой бумажкой, проявившей проблемы и сильные стороны каждой аптечной сети. Переформатирование неизбежно, но каким оно будет?

Поделиться планами на посткарантинное будущее pharma.net.ua попросил исполняющего обязанности генерального директора КП «Фармация» Виталия Кузору.

Как отобразилась ситуация с пандемией COVID-19 на работе аптечной сети КП «Фармация»?

— Как и у многих, вначале у нас произошел всплеск продаж, после чего наступил предполагаемый и затяжной спад. «Живого» покупателя нет и это мы связываем с экономической ситуацией в стране: люди скорее понесут свои деньги в супермаркеты и купят там овощи, ягоды и фрукты, нежели придут в аптеку за витаминами. Но мы смогли найти резервы, и у нас не было ни сокращений штата, ни «урезания» или несвоевременной выплаты зарплат. Ни один из сотрудников не остался наедине с проблемой как добраться до места работы, как обеспечить себе индивидуальную защиту. И это стало лучшей мотивацией для людей, которым пришлось работать в условиях форс-мажора.

Что касается ассортимента, то маски, дезинфицирующие средства и парацетамол некоторое время были в дефиците. При этом мы сознательно отказывались от масок по цене свыше 15 грн. Мы социально ориентированная аптека, и понимаем, что этот статус очень легко утратить, и сложно завоевать вновь. Как только стабилизировались поставки масок из Китая, а отечественные компании наладили их выпуск, то появились они в продаже и у нас.

Какие проблемы особенно обострились в период карантина, а какие кейсы доказали свою жизнеспособность?

— Первые уроки работы в условиях форс-мажора мы получили еще в кризисном 2009 году: тогда мы проходили, что такое ажиотаж и «замороженные» деньги. Поэтому сейчас любые решения принимали взвешенно и с осторожностью, проводя соответствующие расчеты оптимальных закупок с прогнозами в программе на базе 1С. Отчет от отдела маркетинга по продажам, остаткам, по гриппозной группе и критичным товарам в каждой аптеке сети ложился мне на стол ежедневно. Мы понимали, что довольно скоро повышенный спрос на маски, дезинфицирующие средства и тесты на коронавирус упадет, а невостребованные запасы — это прямые убытки. Основные законы аптечного рынка за 10 лет не изменились.

У вас все складывалось чуть ли не идеально, просто никаких проблем. Не потому ли, что вы — коммунальное предприятие и пользуетесь определенными преференциями и льготами от государства?

— «Секрет» совсем не в этом. Просто мы своевременно отреагировали, сумели активизировать скрытые резервы, оптимизировали затраты, а где-то и поставили на паузу свои амбициозные планы. Мы продолжаем искать и оценивать новые помещения, в том числе и те, в которых уже размещались аптеки наших конкурентов. Но мы не закрыли ни одной аптеки или аптечного пункта, и закрывать не собираемся. После завершения карантина мы оценим оставшиеся ресурсы и возможные риски и только после этого будем двигаться дальше. И открывать мы будем те аптеки, в которых с уверенностью можем прогнозировать хорошие прибыли.

По поводу преференций коммунальных аптек могу сказать только одно: коммунальной аптеке работается гораздо сложнее! Хотим мы того или нет, мы обязаны выполнять социальную миссию. Мы вкладываем немалые ресурсы и в программы по льготному обеспечению населения согласно постановления КМУ 1303, и в «Доступные лекарства», и в проекты по инсулину... КП «Фармация» не финансируется из государственного бюджета и находится на полном самообеспечении. Помещения арендуем по рыночным ценам, на равных условиях участвуем в тендерах, поставщики препаратов никаких скидок нам не делают, зарплату сотрудникам и специалистам по развитию, которых привлекаем, вынуждены тоже платить рыночную. Льгот у нас нет, а социальная нагрузка есть.

Вы всегда гордились своим экстемпоральным производством. Может ли это стать конкурентным преимуществом и если да, то какие условия необходимы для его развития?

— Это уже является нашим конкурентным преимуществом! Во время карантина у нас возникли определенные трудности, потому что сырье мы используем как отечественное, так и импортное. Но мы так спланировали закупку, чтобы остатков нам хватило для работы в пиковый период - до первых чисел апреля. Когда спал ажиотаж, наладилась логистика, товары вышли из дефектуры, то проблем, в том числе и по закупке сырья для изготовления препаратов в аптеке, больше не возникало. Сейчас мы всерьез задумываемся о расширении линейки препаратов «ручной работы» и не хотим ограничиваться только дерматологией. Но прежде, чем запускать новое направление, хотим тщательно изучить спрос, а также прописи, с которыми в сети работали испокон веков. Когда мы все это проанализируем, станет понятно, в каких продуктах нуждается рынок и что из этих нужд может закрывать экстемпоральное призводство КП «Фармация».

Как на деятельности сети отразились последние законодательные нововведения — отмена налога на фармацевтическую продукцию, декларирование цен?

Пока все «драконовские» цены на топовые «пандемические» товары идут на снижение. Рынок это отрегулировал сам и ценовая вакханалия миновала довольно быстро. Хотя некоторые успели довольно неплохо на этом нажиться. Пандемия лишний раз продемонстрировала кто есть кто в ситуации, когда так важны консолидация и порядочность в борьбе с общим врагом — в данном случае с коронавирусом.

Какие дополнительные услуги могут предложить аптеки сети КП «Фармация» посетителям?

— Да мы их давно и успешно предлагаем! В наших аптеках посетителю могут измерить давление, а в рамках проекта по ранней диагностике, например, в таком, как «Диабетическая стопа», еще и уровень сахара в крови. Некоторые проекты не пользовались спросом и мы от них отказались. А вот проект по анализу питьевой воды как для населения, так и для предприятий мы возможно и возобновим: сегодня все больше людей стремятся жить в частных домах и их очень интересует качество воды в их скважинах. И у нас есть для этого действующая контрольно-аналитическая лаборатория качества.

На период карантина разрешена продажа препаратов с доставкой. Вы использовали эту возможность?

Что касается перспективы продавать лекарства через интернет, то прежде всего под это должна быть подведена законодательная база. Да, все уходят в интернет, но продажа лекарств — сфера особая, сопряженная с особыми рисками. И здесь вопрос даже не в том, что доставлять лекарства должны люди с фармобразованием. Но доставку должны делать лицензированные компании и делать это качественно, а сотрудники их, как минимум, должны иметь санитарные книжки. Здесь должны быть учтены все вопросы от контроля со стороны государства до сумки-холодильника или специального контейнера для доставки и контроля на всех этапах. С такими я пока не знаком. Если будет понятно, кто несет ответственность за все составляющие этого процесса, тогда эта ответственность реально будет.

Выход в интернет я рассматриваю как расширение аудитории и дополнительный канал сбыта. Еще один плюс для владельца аптеки – это уход от дополнительных затрат на аренду помещения и оплату труда провизоров. Но вот на контроле качества препаратов это отразится негативно, поскольку может быть использовано как канал для реализации фальсификата. Интернет-аптеки и входной контроль или лаборатория качества — вещи несовместимые. В интернете нет протокола обслуживания и фармопеки — в этом его главный минус.

Стоит учитывать и специфику аудитории. У нас это преимущественно люди пред- и пенсионного возраста, которые приходят в аптеку не только купить лекарство. Они ждут от провизора сострадания, поддержки, а иногда и медицинской помощи. В период карантина, когда доступ в лечебные учреждения был затруднен, это проявилось особенно ярко. Поэтому я думаю, что интернет – не конкурент аптеке, а скорее, коллега. Он, безусловно займет свою нишу на фармрынке, но и традиционная аптека еще долгие годы не останется без клиентов.

Елена Жога