Мефлохин от коронавируса: русский ответ США

Ждет ли успех синтетических антибиотиков с иммуносупрессивным действием – гидроксихлорохина и мефлохина в лечении пациентов, страдающих от инфекции COVID-19 - пока не известно. Давайте узнаем, с чего все начиналось.

Итак, буквально на днях президент США «продавил» назначение гидроксихлорохина при коронавирусной инфекции. Эффективно – не эффективно, но правительство делает вид, что вовсю работает над решением проблемы эпидемии COVID-19.

Любимый препарат Трампа имеет родственника в одном и том же классе – мефлохин (Mefloquine). Оба они – синтетические антибиотики с иммуносупрессивным действием. И теперь оба (возможно) будут использоваться от коронавируса.

Хорошая мина при плохой игре

Все началось с заголовка российского государственного СМИ «РИА Новости», который гласил: «Россия создала лекарство от коронавируса». Далее в статье рассказывалось о препарате, основанном на мефлохине. Эту благую весть подхватили российские масс-медиа...

Из них следовало, что Россия планирует применять это средство для лечения пациентов, страдающих от инфекции COVID-19. В заявлении Федерального медико-биологического агентства России говорится, что это лекарство предотвращает репликацию вируса в клетках и в результате останавливает воспалительный процесс.

Глава агентства Вероника Скворцова также добавила, что для максимального эффекта мефлохин должен сочетаться с антибиотиками, «позволяющих увеличить концентрацию противовирусных препаратов в плазме крови и легких». «Это обеспечит эффективное лечение пациентов с различной степенью тяжести коронавирусной инфекции... и позволит не только преодолеть пик заболеваемости, но и эффективно контролировать ее в будущем», – заверила общественность глава Федерального медико-биологического агентства России.

Мефлохин — второй гидроксихлорохин

Но на самом деле мефлохин – это давно используемое в медицине противомалярийное, противопротозойное средство. Которое к тому же было разработано в медицинском центре армии США имени Уолтера Рида вскоре после войны во Вьетнаме. На западе оно широко известно под брендом «Лариам». В 20 веке его создавали, чтобы заменить хлорохин, однако получилось так себе.

Фармакологические свойства и побочные эффекты мефлохина

Мефлохин хоть и обладает высокой гематошизонтоцидной активностью в отношении Plasmodium falciparum и Plasmodium vivax, но не эффективен в отношении гамонтов Plasmodium falciparum и печеночных гистошизонтов Plasmodium vivax, хотя все же может воздействовать на циркулирующих шизонтов Plasmodium ovale и Plasmodium malariae. Сегодня мефлохин хоть и назначается для профилактики и лечения малярии, но проявляет серьезные, а иногда и шокирующие побочные эффекты. Из самых неприятных «побочек» – хинидиноподобное действие на сердце.

После шквала насмешек в социальных сетях российские государственные СМИ изменили заголовок, который теперь утверждал, что «Россия предложила лекарство для лечения коронавируса», а текст рассказывал о том, как российские специалисты «с учетом китайского и французского опыта разработал схему лечения коронавирусной инфекции на основе противомалярийного препарата мефлохина». Однако российчкие чиновники с учеными так и не смогли предоставить доказательной базы для этого препарата в новом «показании».

Мефлохин от коронавируса, или Откуда растут ноги?

Очевидно, что этот шаг – не более чем попытка «отзеркалить» противокоронавирусную активность правительства США, скопирована даже рекоендация комбинировать противомалярийный препарат с антибиотиком. И цель этих месседжей не столько «терапевтическая», сколько пропагандистская. Например, российский вирусолог Михаил Щелканов в контексте истории с мефлохином назвал западный подход противодействия COVID-19 «тактикой XVIII века», утверждая, что «Россия со времен Советского Союза выстроила лучшую в мире систему биологической безопасности».

Однако выглядит РФ в этой ситуации, мягко говоря, не очень – Штаты хотя бы заручились данными очень спорных исследований. При этом часть испытаний показала, что плацебо даже эффективнее! Но американские чиновники предпочли позитивно мыслить и приняли во внимание положительные данные, даже весьма анекдотичные.