- Категория
- Бизнес
История компании Roche: от первых патентов до первых крупных успехов
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
3027
Краткий экскурс в историю фармацевтической группы Hoffmann-La Roche расскажет о значимых достижениях компании с момента ее создания до формирования современной структуры, запуске инновационных продуктов, которые стали блокбастерами.
Одна из ведущих компаний мира в области фармацевтики и диагностики, лидер в производстве биотехнологических лекарственных препаратов в онкологии, вирусологии, ревматологии и трансплантологии, F. Hoffmann-La Roche (или более часто используемое Roche) уже более столетия заботится об улучшении жизни пациентов. Компания была основана в Швейцарии в 1896 году энергичным и дальновидным предпринимателем: Фриц Хоффманн-ла Рош был одним из первых, кто осознал, что промышленное производство стандартизированных лекарственных средств станет серьезным достижением в борьбе с болезнями. Свою визию развития бизнеса он сосредоточил на инновациях и расширении международного присутствия. С тех пор Roche превратилась в одну из ведущих мировых компаний в сфере здравоохранения.
В настоящее время Hoffmann-La Roche – компания со штатом свыше 90 000 человек и представительствами в 150 странах по всему миру.
Первые из череды успехов: у истоков истории Roche
1 октября 1896 года в Базеле (Швейцария) 28-летний Фриц Хоффманн-Ла Рош (Fritz Hoffmann-La Roche) основал команию F. Hoffmann-La Roche & Co., став преемником компании Hoffmann, Traub & Co — дела своего отца, успешного торговца шелком. Капиталы супруги Фрица – Адель Ля Рош – удачно сочетались с энергией и предприимчивостью самого бизнесмена. В те времена промышленная революция меняла облик Европы, а последнее десятилетие ХІХ века тем более ознаменовалось становлением фармацевтической промышленности и ее стремительным и бурным расцветом. Фриц Хоффманн-Ла Рош был новатором, убежденным, что будущее принадлежит фирменным фармацевтическим продуктам.
Уже на самом старте компания выпустила на рынок несколько успешных лекарственных препаратов. Фармацевт Карл Шаергес (Carl Schaerges), первый руководитель исследовательской лаборатории, совместно с доктором химии Эмилем Бареллом (Emil C. Barell) продемонстрировали присутствие йода в секрете щитовидной железы. Эти результаты получили первый патент Roche и были озвучены в серии научных публикаций. Запуск Aiodin является самым ранним в серии тироидных препаратов от Roche. В то же время компания налаживает производство антисептика для ран «Айрола» (Airol), первоначально разработанного Hoffmann, Traub & Co., возлагая на него большие надежды на рынке в Германии. Roche покупает участок земли в соседней немецкой фермерской коммуне Гренцах (нем. Grenzach), где строит небольшую фабрику по производству «Айрола».
Первым препаратом, принесшим компании Roche огромный доход, был резрецептурный сироп от кашля – «Сиролин». Сладкое лекарство с апельсиновым вкусом, содержащее собственный активный ингредиент тиокол, имело почти мгновенный успех. Запущенный под торговой маркой Sirolin в 1898 году препарат остается на рынке более 60 лет.
В сотрудничестве с Roche Макс Клётта (Max Cloëtta) выделяет чистый стандартизированный экстракт дигиталиса, содержащий все нативные сердечные гликозиды листьев наперстянки пурпуровой. Новое лекарство не содержало дополнительных ингредиентов и обладало одинаковой эффективностью с уже выпускаемыми. Roche представляет препарат на рынке под торговой маркой Digalen в 1904 году и продожает его выпуск вплоть до 1964 года: лучшее подтверждение эффективности лекарственного средства – его затребованность.
Германн Сахли (Hermann Sahli), руководитель медицинского подразделения Университетской больницы в Берне, связывается с директором по исследованиям Roche Карлом Шергесом (Carl Schaerges) с предложением о сотрудничестве: он предлагает комбинацию всех алкалоидов опия, которая в качестве анальгетического средства обладает явными преимуществами перед отдельными соединениями. Обсуждения и обширные исследования, проведенные в лабораториях Roche, приводят к разработке и выпуску в 1909 году обезболивающего лекарственного средства «Пантопон» (Pantopon), которое кроме анальгетических обладало также седативными и снотворными свойствами.
Следующим препаратом, который в 1912 году расширил портфель Roche по мере роста компании стал «Седоброл» (Sedobrol) – психоседативный препарат, содержащий соли брома и растительные экстракты. Кубик «Седоброла» растворяли в горячей воде и часто давали больным, страдающим эпилепсией и нервными расстройствами, под видом пищи, так как он имел вкус бульона, что способствовало охотному употреблению пациентами.
Но, пожалуй, более значимыми для дальнейшего успеха компании были не отдельные фармацевтические продукты, а правильно выбранная и четко соблюдаемая стратегия. Фриц Хоффманн-Ла Рош, не теряя времени, приступил к реализации своей основной бизнес-цели – международной экспансии. Постепенно он расширил производственные мощности завода в Гренцахе и постепенно переместил основное производство в Германию до 1910 года. Вместе с новым партнером Карлом Мервейном (Carl Meerwein) они создают сеть агентов, представительств и дочерних компаний в Европе и далеко за ее пределами.
С 1897 по 1914 годы Roche расширяется по всему миру: на компанию работают более 700 человек в Базеле, Гренцахе, Милане, Париже, Берлине, Вене, Санкт-Петербурге, Лондоне, Нью-Йорке и Иокогаме, а ее лекарства продаются на четырех континентах. В этот период Roche стремится к тесному сотрудничеству с академическим медицинским сообществом и экспертами в области коммерциализации разработок.
До 1915 года все фармацевтические инновации Roche являются результатом этой коллаборации. Эти успехи подчеркивает и то, что спустя несколько лет после основания компания F. Hoffmann-La Roche & Co. практически оказалась на грани банкротства: после рекапитализации Roche не только наладила стабильный фармацевтический бизнес, но и оказалась в десятке лидеров-пионеров отрасли. Фармацевтические компании, достигшие глобального уровня, в начале ХХ века были большой редкостью.
Интересно отметить, что компания Roche не только занимала четвертую часть фармацевтического рынка, но и имела свои активы в Российской империи. Как-то в деловой поездке по Австрии в 1896 году Фриц Хоффманн-Ла Рош познакомился с доктором Шнирером, который помог ему установить контакты и найти партнеров в бизнес-кругах дореволюционной России. Хорошо организованная рекламная кампания помогла уже известным продуктам Roche – сиропу «Сиролин» и антисептику «Айрол» – стать популярными на новом рынке и завоевать высокий спрос.
Постоянным представителем Roche в Российской империи стал Иосиф Аронштамм. Вскоре открылась крупная аптека на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а затем было основано и собственное фармацевтическое производство.
Существует документ, подтверждающий юридическое существование торгового дома Hoffmann-La Roche & Co в Украине. Он датирован мартом 1910 года. До октябрьской революции на Российскую империю приходилось 25% торгового оборота компании Roche – бизнес здесь развивался быстро. За короткое время была создана сеть субагентов на необъятной территории империи от Варшавы до Одессы и от Ростова до Казани.
Потери военных лет и новые начинания Roche
Последствия Первой мировой войны были разрушительными для компании. Основные производственные мощности в Гренцахе оказались изолированными от главного офиса в Базеле. Во Франции и Великобритании препараты перестали продаваться, да и в Германии продукцию Roche бойкотировали. В результате революции 1917 года компания потеряла производственные мощности в России, а медикаменты стоимостью в 1 миллион швейцарских франков остались непроплаченными. Значительные потери в иностранной валюте в совокупности с общим финансовым кризисом и потерей рынков вынуждают компанию к рефинансированию путем размещения акций – в 1919 году Hoffmann-La Roche становится публичной компанией. Но следующий год приносит следующий удар: отец-основатель Фриц Хоффманн-Ла Рош умирает от болезни почек 18 апреля 1920 года, Roche лишилась не просто энергичного и динамичного предпринимателя, яркой и аторитетной личности, а своего визионера и провидца.
«На каждом шагу именно он [Фриц Хоффманн] определял развитие компании, направляя ее к более значимому и лучшему, благодаря своему видению, неуемной энергии, заразительной спонтанности и неисчерпаемому оптимизму», – сказал Эмиль Барелл в прощальной речи в честь Фрица Хоффманна. Именно Барелл стал новым исполнительным директором Roche.
Проблеск надежды компании принесли классические исследования швейцарского химика Маркуса Гуггенхайма, возглавлявшего научное подразделение Roche. В 1920 году он публикует результаты своих исследований биогенных аминов и компания начинает активный маркетинг так названных биохимических препаратов. К ним относятся аминокислоты, пептиды, протеины, сердечные гликозиды, витамины и гормоны – все вещества, которые компания изначально производила для своих внутренних исследовательских проектов. Биохимические препараты укрепляют позиции фармацевтической компании Roche в научном сообществе.
В 1927 году Гуггенхайм приступает к изучению витамина В1: в ходе исследования он разработает процесс производства витамина В1 из рисовых отрубей и компания приступит к выпуску первого синтезированного витамина. В 1920 году американское подразделение компании разработало наиболее успешный препарат компании на то время — обезболивающее и снотворное лекарственное средство «Аллонал» (Allonal). Это был первый фармацевтический продукт, включающий химически синтезированные соединения. Именно это перспективное направление помогло компании встать на ноги после финансового кризиса: в Базеле была построена промышленная лаборатория для развития процесса химического синтеза соединений для фармацевтических продуктов.
Roche была пионером не только в области фармацевтических разработок, но и в кадровой политике. В 1921 году был создан «Beamten- und Arbeiterpensionskasse Roche» – пенсионный фонд для работников офиса и фабрики. Поводом стало 25-летие компании. Кроме того, исполнительный директор Эмиль Барелл учредил личный специальный фонд для подарков сотрудникам, проработавшим в Roche 25 лет.
Еще один интересный факт из истории компании относится к гендерной политике. Алиса Келлер (Alice Keller), 30-летняя уроженка Базеля, в 1926 году отправилась через океан в Японию. Доктор наук по политической экономике, она проработала в центральном офисе Roche в Базеле около года, прежде чем занять должность в Токио, где компания основала филиал в 1925 году. По началу в ее обязанности входило делопроизводство, ведение переписки, документооборот, операции со счетами и калькуляция. Когда Алиса Келлер вернулась в главный офис в 1939 году, она поднялась до высших руководящих должностей в Директорате — сенсационное достижение для женщины в те времена. И забегая наперед: в начале Второй мировой войны компания Hoffmann-La Roche, опасаясь фашистской оккупации, отправила своих исследователей и других сотрудников еврейского происхождения в Америку, где они продолжили работу в подразделениях компании в США.
Под руководством исполнительного директора Эмиля Барелла Roche удалось восстановить свои позиции. Неожиданный подъем благодаря производству витаминов даже сделал возможным возвращение к прежнему процветанию. Компания снова берется за расширение портфеля продуктов и географии реализации, в этот раз акцентируя внимание на американском потребительском рынке, вкладывая первые инвестиции в США в Нью-Йорк и Натли.
Вскоре Roche «перерастет» свой нью-йоркский офис и в 1928 г. новая американская штаб-квартира компании была открылась в городе Натли (штат Нью-Джерси). Требования американского законодательства к реализации фармацевтической продукции и политика налогообложения побуждают руководство к открытию собственного завода в Натли для производства более широкого ассортимента продукции, в том числе барбитуратов, например, препарата «Аллонал» (Allonal).
Тем временем расширилась и швейцарская штаб-квартира компании: в Базеле продолжается работа над новым административным зданием, спроектированным архитектором Отто Р. Салвисбергом. Тогда уроженец Берна, Салвисберг уже создал себе имя благодаря нескольким проектам в Берлине. Построенное в 1935 году историческое административное здание компании Roche впечатляет элегантной простотой даже сегодня (в 2014 году компания заявила об инвестировании 85 млн долларов на реновирование этого строения).
Следующий успех (даже серия успехов Roche) касается синтеза витаминов. Швейцарский химик и ботаник польско-еврейского происхождения (детство которого, кстати, прошло в Киеве) Тадеуш Райхштайн, работая в Цюрихе, в 1933 году открыл метод эффективного синтеза витамина С и предложил его компании Roche. Год спустя компания производит первые 50 килограммов витамина С и выпускает на рынок первый брендированный препарат витамина С под торговой маркой Redoxon, что ознаменовало формирование направления синтеза витаминов в компании.
Hoffmann-La Roche первой в мире освоила производство синтетического витамина С — с тех пор производство витаминов стало одним из приоритетных фармацевтических направлений компании.
Roche становится ведущим поставщиком витаминов, также освоив промышленный синтез витаминов А, В1, В2, Е и К1. К 1938 году производство витаминов стало основой компании, а в ее портфель лучших продуктов вошли препараты Benerva (витамин B1), Nestrovit® (поливитамины), Beflavin (витамин B2) и Ephynal® (витамин E). Тадеуш Райхштайн в 1950 году был удостоен Нобелевской премии по медицине и физиологии, но за исследования в другой области – за работу, посвященную гормонам адренального комплекса, которая завершилась изоляцией кортизона.
Оптимизация и улучшение производства
Рост масштабов производства витаминов и увеличение производственных мощностей укрепляют позиции Roche как одного из основных производителей витаминов. Чтобы избежать сильной зависимости от одного направления, компания усиливает фармацевтические исследования. От начала 1950-х и до середины 1960-х годов спектр направлений исследовательской деятельности и разработки новых лекарственных препаратов в Roche был чрезвычайно разнообразными, варьируясь от антидепрессантов иантибиотиков до средств для химиотерапии рака. В те же годы ученые компании обнаруживают соединение класса бензодиазепинов, которое обладает седативным эффектом, не вызывая сонливости. К тому же, с целью глубокой диверсификации Roche входит в косметический сектор: в 1945 году компания основывает Pantene Corporation и учреждает дочерние косметические компании. В компании работают свыше 4000: основные офисы в Базеле – 1200 человек и 2000 в Натли, США, куда в начале 1940-х были перемещены активы компании и переехал президент Hoffmann-La Roche (Эмиль Барелл возглавлял компанию до самой смерти в 1953 году). В середине 1950-х годов в клиническую практику введена новая группа седативных препаратов, известных как транквилизаторы. Возвращаясь к исследованию группы соединений, над которыми он работал ранее, американскому химику Лео Штернбаху (22 июня 1941 года он с невестой уехал в Америку вместе с другими коллегами еврейского происхождения, которых компания поторопилась вывезти из Швейцарии) удается получить бензодиазепины. Один из них, Ro 5-0690, позже компания запускает как Librium – седативное лекарственное вещество, способствующее мышечному расслаблению. Транквилизаторы вскоре становятся одним из наиболее важных сегментов продукции Roche. Этот успех в сочетании со стремлением упростить производство витаминов подпитывает период беспрецедентного роста компании.
Новые направления и блокбастеры: значимые ступени успеха Roche
Уже в 1962 году Roche представляет свой первый противоопухолевый препарат – фторурацил (Fluorouracil). Это инновационное на то время лекарство открывает путь объемной деятельности Roche в области химиотерапии рака.
Следующим терапевтическим блокбастером от ученых компании становится «Валиум» (Valium) – седативное лекарственное средство из группы бензодиазепинов. Кстати, разработка этого препарата также заслуга Лео Штернбаха, который продолжил работать на компанию в исследовательском центре в городе Натли (штат Нью-Джерси, США). Препарат «Валиум» отличался от употребляемых ранее в медикаментозных целях барбитуратов меньшими проявлениями побочных действий и большим терапевтическим эффектом. После официальной регистрации «Валиума» (в 1963 году) и получения разрешения на его применение в терапевтических целях этот препарат стал наиболее часто назначаемым (1969 –1982 гг.): в 1978 году было реализовано около 2,3 миллиарда таблеток под торговой маркой «V».
В целом наиболее успешными из препаратов, выпускаемых компанией в 1960-е годы, стали «Либриум» (1960 год) и «Валиум» (1963 год): к 1971 году один этих двух успокоительных принимали полмиллиарда человек, а объём их продаж составлял около 2 млрд долларов.
Неслыханные коммерческие успехи лекарства обратили на себя внимание Британской антимонопольной комиссии — Hoffmann-La Roche обвинили в значительном завышении цен на препараты. В1970-е годы компания была втянута в разбирательства с антимонопольными комитетами Германии, Нидерландов, Австрии, Швеции и ЮАР, и хотя в результате штрафов удалось избежать штрафов, Hoffmann-La Roche обязали снизить цены и публиковать финансовые отчеты. Тем не менее, Valium позволит Roche завоевать репутацию мирового фармацевтического лидера в области психотропных препаратов.
В 1963 году Roche приобретает Givaudan S.A., ведущего производителя парфюмов и ароматизаторов. Givaudan является давним потребителем промежуточных продуктов производства витамина А от компании Roche. Roche также приобретает известную французскую парфюмерную компанию Roure Bertrand Dupont в 1964 году.
К 1965 году в Roche работают 19 000 человек по всему миру, по сравнению с 7 000 в 1953 году, и она продолжает создавать новые дочерние компании, активнее осваивая глобус, – теперь Roche работает в Индии и Мексике. Продолжение следует...
Автор: Наталья Кириленко