Менее чем через три месяца могут закрыться примерно польских 200 аптек. Это произойдет в один “прекрасный” день - 1 августа.
Борьба с незаконным оборотом лекарственных препаратов в Польше может принести неожиданный урожай. Причина тому – поправка к польскому Закону о фармацевтике от 7 июня 2018 года.
Закон содержит положения, согласно которым с 1 августа 2018 года вводится запрет на совмещение торговли лекарствами и осуществления медицинской деятельности. Другими словами, врачи-предприниматели, по убеждению польских властей, не должны торговать медицинскими препаратами. Тем, кто совмещал обе эти деятельности на момент вступления в силу поправки, было предоставлено 12 месяцев для выхода из одной из них. В противном случае лицензии на управление аптеками будут автоматически аннулированы 1 августа 2019 года.
По подсчетам, таких аптек в Польше около 200 из почти 15 тысяч. Причиной принятия данной поправки стала борьба с незаконным экспортом лекарств. Одним из механизмов этой процедуры была закупка лекарств субъектами здравоохранения якобы для своих потребностей – по льготным ценам, а затем продажа их за границу с большой наценкой. Ведь многие врачи одновременно владели и лицензией на торговлю фармацевтическими препаратами. По данным польского министерства здравоохранения, ежегодный незаконный экспорт лекарственных средств составляет около 2 млрд злотых.
Однако это была не единственная причина такого изменения. В пояснительной записке к закону значится, что сочетание обоих видов деятельности может также побудить врачей, назначающих лекарства, руководствоваться собственными экономическими интересами. Они могут назначать пациентам продукты из собственного ассортимента. Хотя пациент не покупает напрямую лекарство от оптового торговца, врачи как правило направляют их в “свои” аптеки. То есть, в приоритете оказывается не здоровье пациента, а коммерческая выгода.
Для того чтобы защитить пациентов от этого, несколько лет назад в Польше уже был на законодательном уровне введен запрет на то, чтобы практикующие врачи одновременно владели аптечными пунктами.
- До введения этого положения допускалась ситуация, когда врач, практикующий по профессии, мог одновременно управлять аптекой. Такое слияние прав в одной организации часто приводило к тому, что выписывались рецепты на лекарства из аптеки, которой он руководит, – говорит представитель Главной фармацевтической инспекции Михаил Трыбуш. – И это не всегда был объективный выбор правильных лекарств.
Оказалось, однако, что врачи легко обошли этот запрет. Хотя они сами не могли получить лицензию на управление аптекой, ее легко могла получить, например, созданная ими компания. В ответ на это польским законодателям пришлось принять поправку, запрещающую врачам владеть компаниями по управлению аптеками.
Нововведение, несомненно, повлечет за собой увольнение персонала. По данным Центрального статистического управления, что в Польше в 2017 году в польских аптеках было занято более 68 000 человек (фармацевты, провизоры и немедицинский персонал). В среднем в средней польской аптеке работает до 5 человек. Из этого следует, что ист 1 августа этого года могут потерять работу почти 1000 их сотрудников.
Чаще всего речь идет об аптеках, расположенных в зданиях поликлиник или больниц. Они были созданы как дополнение к спектру медицинских услуг, предоставляемых данным предпринимателем. В результате, для врача-предпринимателя, заключающего договоры об оказании медицинской помощи, единственным разумным выходом из сложившейся ситуации будет отказ от управления аптекой. Возможно ли это сделать без ликвидации самой аптеки? Оказывается, это возможно.
По мнению адвоката Петра Седлака, единственный способ продолжить функционирование аптеки – это продать ее как предприятие – с передачей лицензии новому владельцу, которая будет отвечать требованиям «аптеки для фармацевта» (это будет только фармацевтическая компания).
Еще один вариант – после прекращения действия лицензии просто продать или сдать в аренду место другому предпринимателю, который сможет открыть там свою аптеку.
Некоторые руководители больниц утверждают, что поправка к Закону нарушает их права, и они будут обращаться в суд. Ведь больницы в соответствии с Законом о медицинской деятельности являются независимыми государственными учреждениями здравоохранения. Они действуют как институции, а не как предприниматели.
Депутат Дариуш Пионтковский обратился в Минздрав с запросом, где указал, что аптека, находящаяся в ведении областной больницы имени Ludwika Rydygiera в Сувалках – единственная круглосуточная аптека в этом городе. Кому будет лучше от того, если ее закроют?
Они не внесены в Реестр предпринимателей, – говорит Дариуш Пионтковский, – Правила внесения записей в Реестр предпринимателей подтверждают, что независимые государственные учреждения здравоохранения не должны считаться предпринимателями. А значит, при больницах могут официально работать аптеки?
Однако Министерство здравоохранения Польши не согласилось с такой интерпретацией. В ответ на запрос департамент здравоохранения ответил, что каждое юридическое лицо, управляющее аптекой, включая независимое государственное учреждение здравоохранения, должно рассматриваться в качестве предпринимателя.
В результате больница должна будет отказаться от управления аптекой. У них нет большого выбора. Трудно представить, чтобы больницы прекратили свою медицинскую деятельность, а аптеки продолжали функционировать.
Нет сомнений, что, по крайней мере, некоторые из аптек, которые в настоящее время принадлежат предпринимателям, параллельно занимающимся медицинской деятельностью, придется закрыть. Пострадают владельцы, сотрудники, а также пациенты.
Это позиция Министерства здравоохранения, которое считает, что ликвидация даже нескольких десятков польских аптек является приемлемой, во имя борьбы с незаконным вывозом лекарств.