Глеб Загорий: реформа украинского здравоохранения — пора от слов перейти к делу

Реформа здравоохранения — очень популярная в нашей стране тема. Особенно среди политиков и чиновников. Далеко не первое правительство и далеко не первый министр заявляют о том, что в Украине необходимо реформировать систему оказания медицинской помощи.

Реформа здравоохранения — очень популярная в нашей стране тема. Особенно среди политиков и чиновников. Далеко не первое правительство и далеко не первый министр заявляют о том, что в Украине необходимо реформировать систему оказания медицинской помощи — начиная от амбулаторий и заканчивая высокоспециализированными лечебными учреждениями. За время независимости Украины сменилось 18 министров, а качество украинского здравоохранения уступает не только европейскому, но и даже советскому. Такой вердикт вынес народный депутат Украины, доктор фармацевтических наук Глеб Загорий в беседе с журналистами Еженедельника "Аптека".

— Вы так хорошо знали советскую систему здравоохранения?

— Я жил в Советском Союзе и, будучи подростком, непосредственно сталкивался с этой системой здравоохранения как пациент. И сейчас, ретроспективно изучая принципы работы системы Семашко, я понимаю, что она была очень затратной, но высокоэффективной, поскольку базировалась на профилактической медицине. Профилактика была абсолютно естественным инструментом в советской стране — она помогала не только предупредить развитие тех или иных заболеваний, но и вовремя их выявить и пролечить. На государственном языке это можно сформулировать так: человеческий ресурс продолжал приносить государству экономическую выгоду. Но за 23 года эта система была практически полностью разрушена. Причина, с одной стороны, в том, что не были проведены необходимые реформы, а с другой — в, мягко говоря, недостаточном финансировании. 4,5% ВВП, которые выделяют на систему здравоохранения, — это преступление против собственного народа.

— Какой выход вы видите из этой ситуации?

— Огромные надежды возлагаем на нового министра. Мы ожидаем, что Александр Квиташвили проанализирует мировые модели здравоохранения и предложит нам подходящую, которую возьмем за образец, — разумеется, с определенными поправками на специфику нашей страны. Думаю, что это самый разумный путь. Собственно, зачем изобретать велосипед, который уже успешно ездит в других странах?

Если говорить о системах здравоохранения европейских стран, то, анализируя их самостоятельно, я пришел к выводу: развитые страны используют стандартные подходы и инструменты, для того чтобы обеспечить пациента необходимым минимальным уровнем медицинской помощи. Это дорого? Да. Но куда дороже для государства содержать инвалидов и лечить пациентов с запущенными формами заболеваний. Давайте честно ответим: почему правительства этих стран идут на такие большие расходы? А потому что здоровый народ — это экономический потенциал любого государства.

Министр до своего назначения работал в Стратегической совещательной группе, поэтому все были уверены, что у него есть целостный проект с наработанными нормативными документами. Пока же мы слышим только его спонтанные заявления о том, что деньги должны ходить за пациентом, и о приватизации больниц. Они не всегда воспринимаются положительно медиками и населением. Поэтому напрашивается вывод: нынешний министр здравоохранения крайне слабо ориентируется в отрасли, за которую взялся отвечать.

— Но этому есть объяснение: любому человеку, попавшему в чужую страну, необходимо какое-то время, чтобы ознакомиться с особенностями ее системы здравоохранения.

— У нашего министра была такая возможность, когда он работал в Стратегической совещательной группе, но он использовал это время недостаточно эффективно. А. Квиташвили — 19-й по счету министр здравоохранения Украины. Мы надеялись, что он принесет в нашу страну лучший мировой опыт работы систем здравоохранения. Мы были уверены, что он знает, как применить лучшее из того, что он сделал в Грузии и видел в США. Но, к сожалению, спустя три месяца работы нового руководителя Министерства здравоохранения мы не увидели конкретных шагов, а тем более действий, направленных на реформирование системы.

— С чего же, по-вашему, следовало начать реформирование отрасли?

— В первую очередь — со структурных изменений в системе здравоохранения. Я считаю удачным примером таких изменений реализацию принципа разделения медицинской помощи на уровни. Благодаря созданию амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов медицинские услуги стали несколько доступнее для пациентов, особенно в сельской местности. Но я категорически против ликвидации педиатрической службы. У меня есть дети, и я хочу, чтобы их наблюдал и лечил квалифицированный врач-педиатр, а не врач, который знает все обо всех. Нельзя рассматривать детей как уменьшенную копию взрослого человека — ни с анатомической, ни с физиологической, ни с фармацевтической точек зрения. Это не только непрофессионально, но и преступно по отношению к будущему поколению нашей страны: из больных детей вырастут больные взрослые, которые уж точно не смогут дать здоровое потомство. А их содержание опять-таки ляжет тяжким грузом на плечи государства.

Я также против того, чтобы реформаторскими идеями прикрывать корыстные интересы, в частности, попытки сэкономить на людях. Заявленный Президентом курс на децентрализацию пойдет на пользу и реформированию системы здравоохранения в целом. Именно такой путь прошли многие европейские страны в 80–90-е годы прошлого века. Каждый губернатор, каждый мер города, каждый руководитель района должен нести персональную ответственность перед людьми за то, чем оснащены лечебные заведения и как врачи оказывают помощь пациентам.

На сегодня система здравоохранения разрушена до самого фундамента. Мы прошли точку невозврата, и позиция наблюдателя, тем более со стороны министра здравоохранения, однозначно приведет к катастрофическим последствиям. Те три месяца абсолютно нерезультативной работы нового министра здравоохранения привели к тому, что 2015 г. мы начали фактически со старыми принципами финансирования. Я лично буду обращаться к Совету Коалиции и народным депутатам, входящим в коалиционное большинство, с вопросом о необходимости потребовать от А. Квиташвили четкой и обоснованной программы действий по реформированию медицины. Если он этого требования не выполнит, то ему не место в нашем Правительстве.

Мы понимаем, что правильный менеджмент, правильно подобранный персонал, идейные руководители, которые любят свою страну и хотят, чтобы в ней жили наши дети, способны реализовать все необходимые реформы. Если нужно, я как народный депутат готов собрать инициативную группу, которая разберется в законодательстве и не только определит болевые точки в системе здравоохранения, но и поможет вывести ее из коллапса.

При этом, нынешние популистские заявления политиков и чиновников — это свидетельство их некомпетентности. О каких эффективных и стремительных реформах может идти речь, если они базируются на прямом противоречии Основному закону страны?

Проблема заложена в ст. 49 Конституции Украины — декларативность государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. Для большинства граждан нашей страны бесплатная медицина существует только «на бумаге». Финансовые возможности государства ограничены, это приводит к низкой структурной эффективности всей системы здравоохранения. Ни в одной стране не гарантируется безоплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам.

Нам нужны системные, последовательные, консолидированные и понятные обществу действия на всех уровнях власти. Их целью должна быть исключительно забота о пациенте. Ждать больше нельзя. Промедление еще больше обостряет проблемы и осложняет проведение реформ в будущем. Пора принимать решения и начинать действовать.

Люди должны почувствовать, что государство повернулось к ним лицом, — и это задача патриотов Украины.