GSK не желает давать России скидку

Российское правительство не хочет закупать антиретровирусные препараты британской компании «GlaxoSmithKline» без скидки в 15 %. Фармкомпания идти навстречу не собирается, в итоге в заложниках спора оказались 55 тыс. российских пациентов с диагнозом ВИЧ.

Российское правительство не хочет закупать антиретровирусные препараты британской компании «GlaxoSmithKline» без скидки в 15 %. Фармкомпания идти навстречу не собирается, в итоге в заложниках спора оказались 55 тыс. российских пациентов с диагнозом ВИЧ.

«GlaxoSmithKline» отказала России в скидках на препараты против ВИЧ, включенные в госпрограмму по профилактике ВИЧ/СПИДа на второе полугодие. В GSK говорят, что такие скидки съедят весь их доход. Срок заключения контракта на закупки препаратов истечет в июле.

Напомним, что президент GSK Эндрю Уитти (Andrew Witty) заявил, что компания, снижая цену на антиретровирусные препараты в Азии, хочет сделать их доступнее пациентам этого региона. Однако, добавил он, «в связи с этой акцией компания подверглась атаке по снижению цен со стороны правительств других стран», среди которых оказалась и Россия.

Исполнительный директор «GlaxoSmithKline Europe» Фабио Ландазабал заявил, что просьба правительства РФ о скидке в 15 % как требование о цене ниже уровня жизнеспособности имеющейся бизнесмодели. Такие цены не соответствуют уровню цен для стран со средними доходами.

Параллельно от имени 55 тыс. российских пациентов, получающих препараты, было отправлено письмо в Международную коалицию готовности к лечению в Восточной Европе и Центральной Азии (International Treatment Preparedness Coalition in Eastern Europe and Central Asia), и эта организация ходатайствовала перед производителем о снижении цены, «поскольку нынешняя политика компании в РФ угрожает жизни и благосостоянию пациентов с ВИЧ». На последних торгах предложение правительства РФ по закупкам комбивира составляло $93 за месячный курс препарата, сообщила коалиция.

В ответ Ландазабал сказал, что компания «не собирается прекращать поставки ни при каких условиях», и напомнил о бонусных акциях GSK в 2006 году, когда с сентября британская компания добровольно начала поставки антиретровирусных препаратов по так называемым бесприбыльным ценам в страны с ограниченными ресурсами, в том числе в Россию (лекарства закупались в рамках нацпроекта «Здоровье»). На комбивир цену снизили на 60 %, на эпивир – на 75 %, зиаген – на 56 %.

Причиной нынешнего спора о справедливой цене послужило, с одной стороны, ожидание фармпроизводителями больших прибылей на развивающихся рынках, каким и является фармацевтический рынок России. Здесь каждый импортер стремится получить госзаказ на лекарства, которыми обеспечиваются пациенты с «социальными» болезнями. С другой стороны, GSK пообещала «15-процентные азиатские скидки» регионам, куда стремятся выйти производители.

Российские отраслевые аналитики предполагают, что стороны все же найдут общий язык. Давид Мелик-Гусейнов, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт», полагает, что отказ компании в дополнительных скидках может иметь причиной застарелые обиды прошлых лет, когда в 2007 году с возвратом денег по гособязательствам в программах дополнительного лекарственного обеспечения и «Семь нозологий» возникли проблемы. С другой стороны, правительство России все последнее время ведет разговор о создании генериковых копий антиретровирусных и других инновационных лекарств силами отечественных производителей. Такое задание дано, и через полтора-два года можно ожидать результата, – считает эксперт.

Г-н Мелик-Гусейнов назвал сегмент антиретровирусных лекарств высококонкурентным, где есть аналогичные предложения, например, от компаний «Roche» и «Bristol-Myers Squibb». «Вряд ли GSK пойдет на конфликт, который потянет за собой договоры по поставкам других серьезных препаратов в Россию. Продажи этих лекарств приносят десятки миллионов долларов», – комментирует аналитик.

Источник: www.gzt.ru