Снижение цен — не гарантия доступа к лекарствам: препараты «Дарницы» исчезают из аптек, несмотря на государственную инициативу

Компания «Дарница» поддерживает реформу государственного регулирования цен на лекарства и подчеркивает необходимость прозрачных и понятных правил для всех участников рынка. Об этом заявил Константин Ващенко, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании, на форуме «ФАРМЭКСПЕРТ 2025. eCTD и ценообразование в Украине — стратегический путь к интеграции в международное регуляторное пространство».

«Мы должны выстраивать новые прозрачные правила игры, с понятным ценообразованием и понятными взаимоотношениями между участниками рынка», — подчеркнул он, отметив важность прекращения «вакханалии», которая годами царила в регулировании цен.

«Дарница» уже подала на декларирование 139 препаратов, из которых 132 успешно прошли процедуру, ещё несколько находятся на рассмотрении. В то же время производитель обращает внимание на громоздкость механизма подачи: каждый препарат приходится регистрировать отдельно, тогда как при реимбурсации допускается подача списком.

«Это значительно сократит время, человеческие ресурсы и другие затраты. Давайте вместе подумаем над этим», — предложил Ващенко.

Компания рассматривает реформу как позитивный шаг к европейским стандартам и одновременно акцентирует внимание на том, что фармацевтическая инфраструктура в условиях войны должна рассматриваться как критическая — нуждается в защите и приоритетном внимании со стороны государства.

Однако, несмотря на участие в реформе, «Дарница» в настоящее время сталкивается с вызовами: «Мы снизили цены, подписали меморандум — это произошло за счёт нашей прибыли. Но сегодня в топ-5 аптечных сетей сложно найти наши препараты. Вам предлагают аналоги, даже если вы чётко просите конкретное название», — отметил представитель компании.

В феврале 2025 года фармацевтическая компания «Дарница» совместно с 32 ведущими украинскими производителями подписала Декларацию о взаимодействии по снижению и стабилизации цен на лекарства. В соответствии с условиями соглашения, стоимость 303 наиболее используемых препаратов была снижена на 30% по сравнению с ценами января того же года. Компания также полностью переоценила все остатки в аптечных и дистрибьюторских каналах — в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения.

Однако, несмотря на выполнение государственной политики и значительное удешевление лекарств, рынок отреагировал парадоксальным эффектом: препараты «Дарницы» начали исчезать с аптечных полок. Согласно апрельским данным, объём продаж компании упал на 2,7 млн упаковок (–29,1%) и 90,8 млн грн (–14,1%) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Особенно пострадали лекарства, входящие в президентскую программу «Доступные лекарства» — падение на 1,1 млн упаковок (–24%). Общая представленность продукции «Дарницы» в аптеках снизилась с 49% до 36%, в ТОП-5 сетях — с 60% до 42%, а в сети «Аптека доброго дня» — вдвое: с 48% до 25%. Наибольшие потери зафиксированы по таким брендам, как:

  • Валидол — с 83% до 56%.
  • Цитрамон — с 93% до 70%.
  • Парацетамол — с 96% до 75%.

Последствия становятся критичными для пациентов. По состоянию на 27 мая 2025 года, 17 препаратов «Дарницы» из программы «Доступные лекарства» стали фактически труднодоступными, несмотря на государственное возмещение. В ТОП-5 аптечных сетях уровень охвата этими препаратами упал с 76% до 58%.

Наихудшая ситуация — с жизненно важными препаратами:

  • Карбамазепин 200 мг №50 — с 97% до 39%.
  • Фуросемид 40 мг №50 — с 99% до 42%.
  • Амиодарон 200 мг №30 — с 94% до 58%.

Эта ситуация указывает на системную проблему взаимодействия между производителем, аптечными сетями и государственным регулированием: даже при снижении цен на уровне производителя, конечный потребитель — пациент — не всегда получает доступ к более дешёвым и необходимым медикаментам.

Это, по словам Ващенко, реакция рынка на принципиальную позицию «Дарницы» по поддержке государственной реформы: «Взаимопонимание должно быть не на уровне договорённостей кого-то с кем-то, а на уровне правил игры, которые должны урегулировать этот рынок».