Правительство США против китайской «фармы»: геополитическая неопределенность, экономические выгоды

Редактор thePharmaMedia

Как известно, Соединенные Штаты и Китай — давние соперники, и их непростые отношения отчетливо сказываются на фармацевтической отрасли. Время от времени мы наблюдаем весь спектр проявлений этой «дружбы» — от «банальных» перебоев с поставками активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) до обвинений в краже биотехнологий.

Незадолго до переизбрания Трампа Конгресс США инициировал закон «БИОБЕЗОПАСНОСТЬ» (BIOSECURE), который должен был запретить китайским организациям сотрудничать с американскими биофармацевтическими компаниями.

На фоне рисков, связанных с возможным принятием BIOSECURE, стоимость акций китайских компаний начала падать — несмотря на то, что судьба закона о биобезопасности до сих пор остается неопределенной.

Одной из первых под удар попала WuXi AppTec — гигантская контрактная организация с множеством «дочек», обслуживающая значительную часть американского рынка. (В целом, законопроект BIOSECURE был направлен на блокировку федеральных контрактов по соображениям национальной безопасности с пятью китайскими компаниями, работающими в сфере медико-биологических наук: WuXi AppTec, WuXi Biologics, BGI Group, MGI и Complete Genomics.)

Однако, несмотря на давление со стороны американского правительства и конкурентов, жаждущих занять ее позиции, доходы WuXi AppTec… растут. Причем зарабатывает она в основном на американском рынке.

После отчета о продажах за 2024 год, опубликованного на прошлой неделе, стало известно, что доходы WuXi AppTec, хотя и слегка снизились — с 5,6 миллиарда долларов США в позапрошлом году до 5,4 миллиарда в 2024, — в 2025 году компания планирует увеличить их до 5,9 миллиарда долларов США. А продажи в США вообще выросли на 7,7% за весь 2024 год!

Несмотря на турбулентную атмосферу, WuXi AppTec также заявила, что продолжает расширять свою клиентскую базу и к концу года наберет около 6 000 активных клиентов. 

Экономика и наука побеждают геополитику

Тем временем китайские биотехнологические группы чувствуют себя довольно уверенно на крупнейшем в мире рынке, они даже вынуждают американских бизнесменов адаптироваться, поскольку все больше западных фармацевтических компаний лицензируют экспериментальные препараты из Китая. Так, отчет Stifel показал, что западные фармацевтические компании сейчас получают около трети своих молекул из Китая — тогда как в период с 2020 по 2022 годы их доля составляла лишь 10–12%.

Хотя такие пионеры, как EQRX, начавшие лицензировать китайские препараты еще в 2020 году, потерпели неудачу, популярность «азиатского» направления росла. В прошлом году средняя стоимость сделок по лицензированию терапевтических соединений, разработанных в Китае, достигла рекордного уровня. И нельзя сказать, что из Азии везут дешевый «ширпотреб» — напротив, многие китайские разработки не уступают западным препаратам, а иногда даже превосходят их, как, например, победитель Keytruda — ивонесцимаб от Summit Therapeutics.

Терапевтические молекулы, изобретенные в Китае, быстро совершенствуются, их спектр расширяется, поэтому китайские игроки оказывают все большее давление на американские компании и венчурные инвестиционные фонды, диктуя свои условия в лицензионных соглашениях. В частности, в США сейчас наблюдается тенденция к запуску отдельных стартапов, «посвященных» соединениям, разработанным в лабораториях Поднебесной.

Поэтому некоторые эксперты считают (и не без оснований), что наплыв китайских молекул даже способен изменить стратегии разработки лекарственных средств, которых придерживались американцы. 

Благоприятные условия — более быстрые исследования

Успех китайских разработчиков объясняют поддержкой со стороны государства, которое, увеличивая инвестиции в биотехнологические инновации, обеспечивает национальной «фарме» дополнительное финансирование, облегченное налоговое бремя, регуляторные преимущества и практически неограниченный доступ к пациентам.

Китайские компании, как правило, могут развиваться быстрее и достигать успеха с меньшими затратами, чем их американские коллеги. Например, после разработки молекулы они могут перейти к клиническим исследованиям уже через 18 месяцев или даже меньше — по сравнению с несколькими годами, которые на эту стадию тратят компании в США.

Некоторые китайские стартапы получают не только гранты, но и бесплатное лабораторное пространство. Результаты видны всем: Шанхай и Сучжоу превратились в научные инкубаторы, привлекающие квалифицированную рабочую силу и заселяемые сотнями компаний, которые трудоустраивают ученых.

И несмотря на то, что с приходом Трампа фармацевтический бизнес уже практически не сомневается в принятии BIOSECURE и вообще ожидает от «нового старого» президента других сюрпризов, эксперты рынка и инвесторы уверены, что лицензионные сделки с китайскими разработчиками будут продолжаться — причем не менее активно. Таким образом, американским биотехнологическим компаниям придется поднимать планку и делать больше для своего прогресса, чтобы конкурировать с азиатскими коллегами.