«Орден Святого Пантелеймона» выходит на международный уровень и охватывает не только врачей

Редактор ThePharmaMedia, журналист

Василий Князевич. Фото из собственного архива

Медицинский Оскар всегда был праздником. Во время войны он стал мощным позитивом, который чтит героев, утверждает веру в то, что жизнь продолжается и она несокрушима. О приятных и неожиданных новациях конкурса рассказал Председатель Почетного Совета Отличия за профессионализм и милосердие «Орден Святого Пантелеймона» Василий КНЯЗЕВИЧ.

Номинаций меньше – фильтров больше

Изменила ли война в Украине процедуру конкурса?

Война внесла коррективы во все аспекты жизни, в том числе нашего проекта. При этом отмечу, что мы стали одной из общественных инициатив, которые во время войны нарастили свою деятельность, переориентировали ее на самое главное для общества – выстоять и победить. Сейчас мы не проводим конкурс в 12 номинациях, как раньше, чтобы больше соответствовать атмосфере военного положения.

В то же время, процедура отбора, прохождения этапов конкурса, организационные моменты и т.д. остались традиционными. Более того, мы сохранили структуру конкурса – Региональные советы работают во всех областях, в том числе в Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской (за исключением АР Крым).

Сколько номинаций осталось?

В прошлом году мы оставили одну номинацию – «За самоотверженное служение украинскому народу, мужество, стойкость в борьбе за здоровье украинцев, свободу и независимость Украины в войне с российским агрессором». В то же время, мы решили провести ее и для военных медиков, и для гражданских. То есть было по два претендента из каждой области (победители регионального отбора), кандидатуры которых потом рассматривала Национальная экспертная комиссия и передавала на рассмотрение Почетного Совета, то есть на финишную прямую. Мы вроде бы упростили процедуру, путь к награждению. Но в то же время, были созданы дополнительные фильтры. В частности, начали проводить Пантелеймоновские просветительские мероприятия в каждой области – Региональный совет собирает медиков и публично представляет тех, кого выдвигает кандидатами на Орден.

Изменились ли условия конкурса на медаль?

Сегодня мы отменили эту награду, поскольку во время войны нет смысла оценивать достижения в зависимости от возраста, как в мирные времена, где опыт является важным фактором. Сейчас медики до 35 лет – герои, совершающие подвиги. И несколько таких врачей попали к нам на конкурс в номинацию на Орден. Мы придерживаемся принципа: сегодня медики (гражданские и военные, молодые и опытные) работают в одном поле. Нет разницы, где именно – в обычной больнице, на стабилизационном пункте, в госпитале, на этапе эвакуации, высокоспециализированной помощи или реабилитации. Вся отрасль работает в особом режиме. К тому же мы показываем пример того, как в дальнейшем, после войны, объединять гражданскую и военную сферу.

Красная дорожка Медицинского Оскара пересекла границу

В этом году тоже ограничитесь одной номинацией?

Фактически это как две отдельные номинации — для гражданских и военных. Также мы добавили еще одну – «За весомый вклад в борьбе украинского народа за свободу и независимость» для иностранных граждан и организаций, оказывающих медицинскую помощь эмигрировавшим за границу украинцам и военным, которых отправляют в другие страны на лечение или реабилитацию.

Для этого мы создали Заграничные советы – на сегодняшний день они уже функционируют в 13 странах мира. Надеюсь, что в следующем году мы охватим все континенты и к участию в конкурсе привлечем по меньшей мере 20 стран, включая Африку и Азию. И не остановимся на этом – планы на ближайшие годы у нас грандиозные! Идея с Заграничными советами состоит в том, что украинский Медицинский Оскар в будущем станет международным проектом с номинациями как для украинских, так и зарубежных медиков.

Как происходит избрание Иностранных советов и кто туда входит?

Для этого в Украине создана рабочая группа, которая координирует этот процесс. В каждой стране ищем координатора (преимущественно это врачи, украинцы по происхождению, давно работающие в других странах и хорошо знающие ситуацию на местах). Предоставляем ему соответствующие полномочия, утвердив для этого Положение, которым должен руководствоваться координатор и возглавляемый им Заграничный совет. Помогаем ему в разных аспектах работы, проводим персональные встречи, также координаторы принимают участие (онлайн) в заседании Почетного Совета. Именно он утверждает координаторов и состав Заграничных советов.

В  связи с этим мы переквалифицировали нашу Национальную экспертную комиссию на Международную экспертную комиссию. Она уникальна, потому что в ее состав войдут председатели Заграничных советов, председатели Региональных советов в Украине и отдельные эксперты.

Кто сможет претендовать на награждение Орденом в новой номинации?

Зарубежные советы будут выбирать по два претендента на награждение — физическое лицо и юридическое (фонд, больница, госпиталь, фирма и т.п.). Мы рекомендуем Загрансоветам выбирать своих победителей минимум из 5 кандидатов. Один «Орден Святого Пантелеймона» в каждой стране, охваченной нашим проектом, получит врач или благотворитель, сделавший многое для наших пациентов. Второй – организация, которая также оказала большую помощь нашей медицинской сфере. Сейчас конкурс за границей уже проводится, итоги еще не подвели, поскольку Заграничные советы были созданы позже Региональных — ожидаем представления от них до 1 мая. Окончательное решение о победителях за границей также будет приниматься 27 июля, на заседании Почетного Совета, в день Святого Пантелеймона. 

А на каком этапе конкурс в Украине?

Каждая область уже выбрала две кандидатуры медиков – военного (который ушел служить из этого региона) и гражданского (который в настоящее время работает в области). Неважно, на каком уровне эти люди оказывают помощь. В конкурсе могут принять участие и медсестры, и боевые медики, не обязательно имеющие медицинское образование, и стоматологи, и фармацевты. После того, как регионы подали свои предложения, их будет рассматривать Международная экспертная комиссия. Также уже сформирована Профессионально-этическая комиссия, которая будет играть важную роль в этом проекте.

Почему решили вывести проект на международную орбиту – это вопрос имиджа?

Бесспорно, это престижно, когда конкурс станет известен во всем мире – многие ли могут похвалиться таким уровнем, да еще и во время войны? Украинцы все могут! Однако для нас еще более важен процесс привлечения внимания для поддержки Украины. Поэтому наша цель – не просто награждение медиков и организаций, но и проведение мероприятий в благодарность народам, поддерживающим нас. Мы обратились в Министерство иностранных дел, Администрацию Президента с информацией о нашей инициативе. Будет вручение «Ордена Святого Пантелеймона» и других наград – как благодарность нашим международным партнерам и благотворителям. Ведь общение на уровне государств – это одно, а на уровне общества – совсем другая, не менее важная миссия. Также мы подписали соглашение с Украинским Советом Мира, чтобы вместе с дипломатами получить поддержку первого украинского медицинского проекта, выходящего из Украины на мировой уровень, особенно в такой критический момент, во время войны.

Звезд награждают звезды?

Ваш проект всегда выдвигал интересные инициативы вне конкурса. Продолжаете реализовать их во время войны?

Да, ведь в этот период они чрезвычайно важны. Мы взяли на себя обязательство вместе с Минздравом написать Книгу памяти о медиках, погибших на войне. Собираем данные о них, к этому процессу подключилась и Национальная научная медицинская библиотека. Это историческая миссия – увековечить наших героев-медиков.

Еще одна инициатива, которую начали внедрять наши Региональные советы – поддержка семей погибших медиков. С мая в каждой области мы начинаем проводить Пантелеймоновские мероприятия, где будем рассказывать о тех, кого номинировали на Орден и там же чествовать тех, кто погиб.

Вы приглашали Президента Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляен на вручение Ордена Святого Пантелеймона. Станет ли это изюминкой церемонии награждения победителей Медицинского Оскара?

Не буду раскрывать все тайны, потому что интрига должна сохраняться до последнего – как по поводу победителей, так и по поводу самой церемонии. Но мы действительно работаем над тем, чтобы на процедурах награждения, в том числе и за рубежом, присутствовали знаковые фигуры.