Medscape: украинские врачи готовы умереть за свободу

Назогастральные зонды. Противоожоговые повязки, мочевые катетеры и трансфузионные пакеты. Гепарин, атропин, трамадол…

По словам украинско-американского рентгенолога и президента Украинской медицинской ассоциации Северной Америки (UMANA) доктора Лео Волански, это лишь единицы наименований жизненно необходимых медицинских изделий, в которых остро нуждаются украинские врачи.

Лео Волански (Leo Wolansky), выходец из Украины, не забывший о своих корнях и часто ее посещавший, еще в 1996 году учредил совместно с организацией Friends of Radiology in Ukraine учебную программу. С тех пор он регулярно посещал Украину и проводил там курсы для специалистов.

Последний раз он посещал Украину в 2019 году (из-за ковида), но все это время поддерживал связь со своими коллегами-медиками по телефону и электронной почте.

На выходных UMANA провела сбор средств для Украины, собрав более 17 000 долларов США.

Наиболее авторитетный на Западе профильный ресурс Medscape поговорил с Волански о ситуации в Украине и острых проблемах его коллег-врачей.

В условиях войны

Medscape: Российское вторжение в Украину стало огромным стрессом для украинского народа, в том числе для медицинских работников страны. Как врачи в таких ситуациях справляются с травмами, которые они не могут предотвратить? Как они справляются с чувством, что ситуация выходит из-под контроля?

Волански: Многие объекты инфраструктуры разрушаются; возникли ограничения, с которыми вы обычно не сталкиваетесь. Украина разрабатывает множество сложных медицинских технологий, но ей еще есть куда расти. В этих условиях, когда взрываются бомбы, нарушено транспортное сообщение, возникли новые – и значительные препятствия – для преодоления старых проблем. Во время войны практикуется совсем другая медицина.

Но помните: Украина находится в состоянии войны с 2014 года, когда Россия захватила Крым и вторглась в восточные провинции. Украинские врачи знакомы с военной медициной.

Лео Волански

На наших рентгенологических конференциях в Украине я видел презентации ранений и травм, полученных на войне — огнестрельных, переломов и ампутаций, — а также других видов травматических повреждений. Предстоит проводить все больше мероприятий неотложной терапии: переливания крови, поддержка артериального давления, наложение повязок, стерилизация и дезинфекция ран для предотвращения инфекций. Думаю, что в ближайшие несколько недель будет создано много полевых госпиталей для лечения острых травм.

Medscape: Украина борется с высокими показателями ВИЧ-инфекции и туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, а также с нехваткой ресурсов для лечения пациентов с психическими заболеваниями. Между тем, в стране зарегистрировано более 5 миллионов случаев COVID-19 и около 112 000 случаев смерти от этой болезни. Обеспокоены ли вы обострением заболеваемости, в том числе COVID-19, особенно среди беженцев и тех, кто потерял крышу над головой?

Волански: Поскольку COVID свирепствовал в Украине, я думаю, что у населения существует определенный уровень естественного иммунитета. Погода скоро улучшится, а респираторные вирусы цикличны по своей природе, так что я не знаю, будет ли это большим осложняющим фактором. Однако люди постоянно болеют, и прогноз будет намного хуже, чем мог бы быть в нормальной ситуации.

Если у вас случится инфаркт миокарда, ваши шансы выжить намного выше, если в вас не стреляют.

Лео Волански

Прямо сейчас инфраструктура разрушается пока регионально. Запад, куда я раньше ездил, находится в гораздо лучшем состоянии, чем Восток, потому что он не стал первой целью для атак русских. Но в Киеве может очень быстро начаться разрушительный гуманитарный кризис, если там не станет ни электричества, ни воды. Во-первых, может значительно усугубиться ситуация с существующими заболеваниями, во-вторых – возникнут новые здравоохранительные кризисы: из-за загрязнения воды, взрывов бомб, вызывающих обрушение зданий и других отзвуков войны. Какой бы ни была болезнь, справиться с ней будет труднее.

Вера в народ

Medscape: «Врачи без границ» объявили, что приостанавливают свою деятельность в Украине из-за российского вторжения. Поставлены на паузу миссии по лечению ВИЧ-инфекции в Северодонецке, лечению туберкулеза в Житомире и улучшению доступа к медицинской помощи в Донецке на востоке Украины. В чем сейчас больше всего нуждаются врачи в Украине, кроме мира?

Волански: Очевидно, ценны деньги и военная защита, которая предотвратит дополнительный ущерб инфраструктуре.

Стоит упомянуть одну вещь, об этом довольно много писали, но я был свидетелем этому лично: украинский народ яростно патриотичен, и его дух действительно несокрушим.

Лео Волански

СССР вторгся в Афганистан, и после долгих лет «советам» пришлось уйти – потому что они больше не могли выдерживать партизанскую войну и постоянные снайперские атаки. Население Украины во много раз превышает население Афганистана; нет никакого способа, который мог бы его покорить.

И помните: украинский народ уже 30 лет свободен ― поколения молодых людей не знали другого образа жизни. Они не станут отказываться от этого.