- Категория
- Бизнес
Красота, которая не потребует жертв
- Дата публикации
- Количество просмотров
-
1107
Журналист, редактор The PharmaMedia
Поговорим о косметологах: где и как готовят специалистов, которым не страшно доверить красоту и здоровье?
Найти хорошего косметолога – настоящая удача! А, как насчет специалиста, который по одному только составу крема, филера или сыворотки способен предвидеть результат процедуры с учетом всех ваших индивидуальных данных?
Именно этому и многому другому обучают в Национальном фармацевтическом университете на кафедре Косметологии и аромологии, которой руководит наш собеседник – доктор фармацевтических наук, профессор, президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация косметологов и аромологов» Александр Башура.
«Провизор-косметолог» — так пишут в дипломах ваших выпускников. Что это за профессия?
- В нашем университете есть две образовательные программы, по окончании которых студенты получают диплом о высшем образовании с присвоением профессиональной квалификации «провизор-косметолог». Обе реализуются на кафедре Косметологии и аромологии, которую я возглавляю.
По программе «Технологии парфюмерно-косметических средств», гарантом которой я являюсь, обучение длиться пять лет, далее студент может продолжить свое образование в интернатуре.
Провизор-косметолог может работать как в аптеке, так и в косметологических учреждениях (кабинеты, салоны, центры), предоставляя услуги косметолога по всем направлениям.
Другая, «Косметология», – авторская программа нашего университета. Это обучение на базе законченного высшего фармацевтического образования. Другими словами – второе высшее образование. Гарант этой программы — доцент нашей кафедры, кандидат фармацевтических наук Александра Кран. Длится обучение полтора года. Эта программа рассчитана на подготовку именно по косметологии специалистов фармации-провизоров.
Существует ли в нашей стране самостоятельная профессия «косметолог»?
- К сожалению, в Украине косметологами работают все, кому не лень, пользуясь полным отсутствием правовой базы, руководствуясь принципом «Что не запрещено, то разрешено».
Это, кстати, послужило одним из побудительных мотивов к созданию в 2009 году Всеукраинской ассоциации косметологов и аромологов. Поскольку я стоял у истоков этой общественной организации и возглавляю ее по сей день, то могу вас заверить, что вопросы легализации деятельности косметологов были и остаются в числе наших приоритетов. Необходимо создать правовое поле для этой деятельности, чтобы защитить как потребителей наших услуг, так и самих косметологов. Ведь сегодня действительными остаются нормы и правила, созданные еще в советские времена! Любому человеку понятно, что с тех пор во всем мире произошло множество перемен и в самой косметологии, и в отношении качества подготовки специалистов, которые предоставляют услуги в этой сфере.
Когда в 1993 году мы начинали заниматься этой тематикой, то были, что называется, «впереди планеты всей». Сейчас, к огромному сожалению, все изменилось. Несмотря на то, что по части подходов к образовательной составляющей мы по-прежнему лидируем, в остальном, из-за отсутствия нормального правового регулирования, регрессировали значительно.
Более того, сегодня все мы являемся свидетелями настоящего беспредела на рынке косметологических услуг: любой человек без всякого образования (иногда, даже среднего, то есть школьники!) может предлагать свои услуги просто на том основании, что приобрел шприц и нечто для инъекций.
Такие «уколы красоты» часто приводят к настоящим человеческим трагедиям. А с тем ущербом, который был нанесен здоровью человека, потом приходится иметь дело дипломированным косметологам и хирургам. А это, по понятным причинам, очень сложная задача. Ведь когда человек становится жертвой неквалифицированной «услуги», специалист, который затем пытается ему помочь, по сути, работает вслепую, поскольку неизвестно, что именно и как ввел «самозванец».
Отчасти, в этом виноваты и сами потребители, ведь мало кто интересуются наличием соответствующего профильного диплома у специалиста, придя на процедуру. Как бы там ни было, а фактов, когда человек приходит за красотой, а получает проблему, с которой потом годами пытается справиться, слишком много и замалчивать их нельзя.
В настоящее время единственный специалист в стране, в дипломе которого есть слово «косметолог» — это провизор-косметолог. Наш университет выпускает провизоров-косметологов с 2003 года. Это профессионалы, получившие достаточный объем теоретических знаний и необходимых практических навыков, но их очень мало. За все время украинские ВУЗы по всей стране выпустили не более двух тысяч специалистов. А их нужно хотя бы 100 тысяч (это примерное количество работающих сейчас «косметологов»).
Кто предоставляет такие услуги в других странах мира?
Насколько мне известно, в Беларуси, например, это врачи-косметологи. Но мы изучили и опыт Франции, Германии, Польши. В результате мы оказались солидарны во взглядах с коллегами из Европы, где существует отдельная профессия «косметолог». Думаю, что и у нас это было бы наилучшим решением проблемы. Надеюсь, что решение об этом будет принято в духе времени, и в украинском классификаторе профессий появление «новичков»-косметологов придется ждать недолго. Ведь этого ждет не только профессиональное сообщество, а все потребители, среди которых, кстати, и народные депутаты.
А сколько в Украине косметологов?
- На сегодняшний день, по данным Государственной регуляторной службы Украины в стране насчитывается более 60 тысяч юридических и физических лиц – предпринимателей по виду экономической деятельности 96.02 – Оказание услуг парикмахерскими и салонами красоты (КВЭД – 2010). По нашим же приблизительным подсчетам на 2013-2014 гг. (до оккупации Крыма и войны) в Украине услуги косметологов предоставляли порядка 250 тысяч специалистов, сейчас это число значительно ниже – 90 – 120 тысяч практикующих косметологов, включая надомников, которые нелегально оказывают косметологические услуги. При этом на основании проведенного нами исследования, только приблизительно 25-30% из них имеет образование в сфере охраны здоровья (врачи или провизоры). «Приближенное», значит, что в общее число вошли и биологи, и люди со средним фармацевтическим/медицинским образованием (выпускники колледжей). Остальные – люди, которые никогда не были связаны с медициной, соответственно, не изучали надлежащим образом анатомию, физиологию человека, фармакологию и прочие науки, необходимые для качественной работы и профессионального развития в сфере эстетической медицины, в частности, косметологии. Тем не менее, они работают.
Наверное, поэтому у нас так много жертв неудачных косметических процедур?
- Ущерб от такой практики гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь кроме наиважнейшего – потенциальной опасности для потребителя услуги, такая постановка вопроса очень вредит самой философии овладения профессией: необходимости получения глубоких теоретических знаний, формирования морально-этических профессиональных качеств, практических навыков, отработанных под руководством опытных профессионалов-наставников. Все это ставится под сомнение: зачем (?!), если можно за неделю-другую закончить некие курсы, и, вооружившись шприцом, приступать к «работе»!
Конечно, мы не можем оставаться равнодушными наблюдателями этой вопиющей ситуации, мы пытаемся в рамках работы Ассоциации изменить ее всеми доступными методами. Очень надеюсь, что нам все-таки удастся защитить своё право на профессиональную честь и достоинство. Недавно мы снова просили поддержки в лице народных депутатов Украины. Надеемся, что будем услышаны на этот раз, и косметологи будут работать цивилизованно – в рамках правового поля:
- деятельность будет подконтрольна для государственных регуляторных органов;
- косметологи будут подтверждать свою квалификацию (путем аттестации с определенной периодичностью);
- косметология как вид деятельности будет стандартизирована и сертифицирована органами профессионального самоуправления (профессиональной ассоциацией) и др.
Ведь во всем мире в процессы, связанные с выдачей лицензий и сертификации, вовлечены отнюдь не государственные чиновники, а работодатели и профессиональные сообщества. Только так можно быть уверенным в том, что лицензии и сертификаты будут подлинными гарантами качественных услуг.
Кроме того, это ещё и выгода для государства. По разным подсчетам, от сертификации этой деятельности государство может получать, минимум, 300 млн долларов в год.
Много ли сегодня желающих стать косметологами?
- Мы проводили собственные небольшие исследования и убедились в своих предположениях о том, что у этой профессии много поклонников и большое будущее. Тем более что сейчас это уже не просто косметологи, мы даем довольно большой объем знаний по диетологии, правильному питанию, здоровому образу жизни, психологии и многое другое. Поэтому такой специалист может дать человеку абсолютно авторитетные рекомендации по здоровому образу жизни, питанию и даже умению бороться с психологическими стрессами, коих сейчас немало.
Эта специальность имеет очевидные преимущества: человек сам себе хозяин, поскольку, как правило, является собственником бизнеса. Кроме того, это довольно прибыльное дело: по опросам анонимных респондентов, в Харькове косметолог зарабатывает минимум 2 000 евро в месяц даже сейчас, когда экономика в целом просела из-за пандемии и потенциальные потребители стали экономнее. Да и в населенных пунктах поменьше открытием одного кабинета косметологи не ограничиваются – стабильно расширяют свой бизнес, поскольку спрос постоянно растет.
Об этом мне известно не только из опросов, ведь я общаюсь с нашими выпускниками, провожу мастер-классы, участвую в других профессиональных мероприятиях.
На чём делается акцент в обучении?
- В программе, которой я руковожу, сложно выделить какие-то акценты, поскольку это фундаментальное фармацевтическое образование, ведь, как я уже говорил, мы выпускаем провизоров-косметологов. Другими словами, готовим, прежде всего, специалистов фармации и, кроме этого, даем им возможность трудоустроиться в сфере косметологии.
А вот другая наша программа на базе высшего образования, о которой мы упоминали ранее, делает главный акцент на косметологии во всех ее современных формах и видах. Конечно, за всех наших специалистов мы можем поручиться, поскольку они знают и выполняют каждую методику, процедуру, инъекцию и прочее осознанно, со знаниями анатомии, физиологии человека, а также фармакологии, фармакодинамики и взаимодействии препаратов, которые используются.
На мой взгляд методом проб и ошибок нам удалось создать на сегодняшний день всестороннюю и гармоничную образовательную программу для подготовки высококлассных специалистов косметологов. Но самое главное – учиться у нас интересно. Было бы желание!